(Нижегородской и Арзамасской митрополии), находится в Н. Новгороде на ул. Окский Съезд. Н. В. м. устроен в 1-й пол. XVIII в. в результате объединения 3 ранее существовавших в Н. Новгороде жен. обителей: Зачатиевской, Воскресенской и Крестовоздвиженской, к-рая до 1716 г. была посвящена празднику Происхождения (Изнесения) Честных Древ Креста Господня.
Древнейшая из этих обителей основана в сер. XIV в. кнг. нижегородской св. Василисой (Вассой)-Анастасией (см. ст. Феодора прп., кнг. Нижегородская), супругой блгв. кн. нижегородского Андрея Константиновича, и посвящена Зачатию Пресв. Богородицы прав. Анной. Самые ранние сведения о мон-ре сохранились в памятниках, отражающих митрополичье летописание нач. XV в.,- Рогожском летописце и Симеоновской летописи - и имелись в утраченной в 1812 г. Троицкой летописи, о чем можно судить по выписке, сделанной Н. М. Карамзиным. Под 1378 г. в летописях сообщалось о преставлении кнг. Василисы, которая «положена бысть в монастыри святаго Зачатиа, еже сама создала». Далее содержалось важное хронологическое указание: кнг. Василиса обитель «сама создала при князи своем», т. е. еще при жизни супруга. Известна дата преставления кн. Андрея Константиновича - 2 июня 1365 г., поэтому мон-рь к этому времени уже существовал. При жизни кнг. Василисы «мнози болярыни, жены и вдовици и девици мнози постригошася у нее, яко бысть их числом и до 90, и вси общее житие живяху» (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 132-133; Т. 18. С. 125-126; Присёлков. 1950. С. 414-415; Карамзин. ИГР. Т. 5. С. 225-226). Первоначальный текст о мон-ре кнг. Василисы был несколько видоизменен и сокращен при включении в более поздние летописные своды XVI-XVII вв.- Никоновскую летопись, Степенную книгу и Нижегородский летописец. В этих источниках указано др. число насельниц при кнг. Василисе - не 90, а 110. Иногда указывалось, что в обители проживали 160 сестер, что не подкреплялось документальными данными (ИРИ. Ч. 6. С. 1001; Ратшин. Монастыри. С. 364; СИСПРЦ. С. 242; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 98; Описание о российских святых. С. 248). Кроме того, в поздних источниках опущено указание на создание обители еще при кн. Андрее Константиновиче (ПСРЛ. Т. 11. С. 41-42; Степенная книга. 2008. С. 45; Гациский. 1866. С. 19, 20). Последнее обстоятельство породило у нек-рых историков, знакомых только с таким вариантом летописного текста, неверное представление о том, что обитель основана ок. 1369 г., т. е. через 4 года после кончины кн. Андрея (Ратшин. Монастыри. С. 364; Гациский. 1866. С. 55).
В исторической лит-ре многократно встречается, но никем из авторов не аргументируется нижняя граница возможного основания Зачатиевского мон-ря - 1355 г. Этот год действительно может быть выведен из летописных сведений, согласно к-рым кнг. Василиса род. в 1331 г., в 12-летнем возрасте (т. е. в 1343) вышла замуж за кн. Андрея Константиновича (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 132-133; Т. 18. С. 125-126; Присёлков. 1950. С. 414-415; Карамзин. ИГР. Т. 5. С. 225-226). Следов., к 1355 г., достигнув 24 лет, она могла выступить в качестве ктитора иноческой обители.
Предположительно в 1-й пол. XVII в. на основе текста Степенной книги создана Пространная редакция Жития кнг. Вассы (в иночестве Феодоры) (см.: Романова. 2005. С. 608), в к-рой говорится об основании обители княгиней: «...и советова с мужем своим со князем Андреем Констянтиновичем, и своею казною созда в вотчине своей в Нижнем Новеграде вне града на брезе Волги, на устье Оки монастырь женскии и церковь камену в нем согради во имя Зачатия святыя Анны егда зачат святую Богородицу, и книгами и ризами и всякою церковною лепотою украси дивно зело и полезно слышати, и инокинь собра и келии согради и удовли их всякими потребами неоскудно» (Там же. С. 612). Мон-рь действительно находился близ устья р. Оки, на Нижнем посаде, «вне града», т. е. за кремлевской стеной, ок. Зачатиевской башни (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 9). Но указание на строительство каменного монастырского храма в сер. XIV в. не содержится в более ранних источниках и противоречит описанию мон-ря 1621-1622 гг.: «...а на монастыре церковь Покрова Святые Богородицы да предел преподобнаго Михаила Малеина древяна клетцки, с трапезою». Кроме того, в мон-ре имелись колокольница, ограда со св. воротами и 36 келий (Там же. Стб. 40, 42). Каменная Зачатиевская ц. в этом источнике нач. 20-х гг. XVII в. еще не упоминается.
К нач. XVII в. Зачатиевский мон-рь изобиловал «всякою церковною лепотою». В писцовой книге 1621-1622 гг. перечисляются 37 икон, из которых 21 или писана на золоте, или имела серебряные позолоченные оклады, венцы и привески-цаты. Среди церковной утвари имелись: «...крест, обложен серебром, оклад басмленой, золочен, с каменьем и з жемчюги... крест, низан жемчюгом; двои сосуды церковные оловяные; кадило медное». Из церковных облачений упоминаются «ризы дорогилные; оплечье, отлас червчат; ризы миткалинные; оплечье, отлас золотой по голубой земле; трои ризы полотняные, оплечье, бархателное; стихарь дьяконской миткалинной; оплечье, отлас червчатой; два стихаря поризных». В б-ке обители хранились: Евангелие «печатное, обложено бархатом, евангелисты серебряные, золочены»; Евангелие «писменое, евангелисты медные»; 12 рукописных Миней; 2 рукописных Октоиха; «Устав писменой»; Постная и Цветная Триоди; Учительное Евангелие; 4 рукописных Трефолоя; 2 Пролога «во весь год»; Апостол; Служебник; рукописный «Потребник» и др. На колокольнице висели 5 колоколов. Все это «церковное строение» досталось обители из государевой казны и от состоятельных прихожан (Там же. Стб. 40-42).
На протяжении XVII в. основным источником существования монашеской общины была царская руга. По грамоте царя Василия Иоанновича Шуйского от 19 авг. 1606 г. зачатьевским священникам и диаконам выделялось «по пятинадцати алтын с денгою человеку на год; да на те ж панахиды зачатейской игуменье милостины по двадцати по одному алтыну по четыре денги на год, да старицам… и пономарем и проскурницам по четыре алтына по две денги человеку на год» (АИ. Т. 2. № 69. С. 88). В нач. 20-х гг. XVII в. «к церкве Зачатию и в приделы на церковный обиход из государевых Нижегородцких четвертных доходов» отпускалось средств «за два ведра вина церковного, да за десять фунт ладану, да на свечи три пуда воску». «Кроме того государева жалования и руги» двум священникам, диакону, игумении, 59 старицам, просвирнице, пономарю и церковному сторожу выплачивалось общего годового жалованья 83 р. 23 алтына 4 деньги, 412 четвертей хлеба, осьмина ржи и столько же овса (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 42-43). В 1682 г. государева руга почти не изменилась: на 2 попов, диакона, игумению, 60 стариц, просвирницу, пономаря и сторожа расходовалось в год 84 р. 21 алтын с деньгою и по 412 четвертей с осминой ржи и овса (ДАИ. Т. 10. № 32. С. 91). Также в доход мон-ря поступал оброк с бобыльских и нищенских «келейшок», стоявших на монастырской земле (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 43). Наконец, у обители имелись и земельные владения, полученные, в частности, по грамотам царей Алексея Михайловича (от 15 сент. 1653) и Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича (от 17 авг. 1688) (Храмцовский. 2005. С. 330).
На протяжении всей своей истории Зачатиевский мон-рь страдал от пожаров. 17 мая 1520 г. «погоре посад до Зачатья девичья монастыря» (Шайдакова. 2006. С. 132-133; Гациский. 1866. С. 30-31). 29 июня 1685 г. обитель сгорела: «...и церкви, и кельи все без остатку згорели же». 25 июня 1715 г. возгорание в мон-ре стало причиной пожара, истребившего большую часть Н. Новгорода (Гациский. 1866. С. 88, 97). После пожара 1743 г. каменную Зачатиевскую ц. по причине ветхости и из-за подмывавших ее основание родников посчитали непригодной к восстановлению, как и др. постройки обители. Инокини-погорелицы бедствовали и добывали себе средства к существованию подаянием. Нижегородский и Алатырский еп. Димитрий (Сеченов) перевел мон-рь на новое место - к Георгиевской ц., располагавшейся близ Георгиевской башни Нижегородского кремля. После 1743 г. мон-рь также назывался Георгиевским. На новом месте были выстроены кельи и поставлена церковная ограда. Известны игумении Зачатиевской обители: Адриана (1622), Юлия (1635), Наталия (1643-1646), Варсонофия (1653-1662), Мелания (1664), Александра (1666-1670), Капитолина (1678), Анисия (1680-1682), Марфа (1700), Феодосия (1737-1743), Дорофея (1743-1744), Тавифа (1764) (Строев. Списки иерархов. Стб. 621; Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 372; ДАИ. Т. 10. № 32. С. 91). В 1764 г. мон-рь был упразднен и присоединен к соседнему Крестовоздвиженскому (до 1716 именовавшемуся Происхожденским) мон-рю.
Точное время основания Воскресенского жен. мон-ря неизвестно. Сообщения об упоминании обители в Нижегородской сотной грамоте 1621 г. (Храмцовский. 2005. С. 331; Добровольский. 1895. С. 73; Денисов. С. 539; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 72) не соответствуют действительности. В этой грамоте, как и в Писцовой книге по Н. Новгороду 1621-1622 гг. (на основе к-рой была составлена сотная грамота), говорится не о мон-ре, а о ц. Воскресения Христова близ Никольских ворот Нижегородского кремля (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 69). Но через 10 лет мон-рь несомненно существовал. В 1632 г. в Корельский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь «под начало в смиренье» был отправлен «Нижнего Новагорода Воскресенского девича монастыря поп Иван» (ААЭ. Т. 3. № 198. С. 284).
В 1647 г. на средства «нижегородского гостя» Семена Задорина в обители близ Никольских ворот была построена каменная церковь, главный престол к-рой посвящен Обновлению храма Воскресения Христова, а приделы - свт. Иоанну Златоусту и вмц. Екатерине (Гациский. 1866. С. 57; Храмцовский. 2005. С. 331). Из государевой казны мон-рь получал ругу. На церковный обиход ему было определено 4 фунта ладана и пуд воска. Денежного и хлебного жалованья священнику, дьячку, диакону, игумении, 25 старицам, старице-просвирнице и пономарю полагалось в целом 34 р. 15 алтын 2 деньги, а ржи и овса - по 139 четвертей «с осьминою» (ДАИ. Т. 10. № 32. С. 91). В заволжских лугах мон-рь имел сенокос. Обители принадлежали 8 лавок и городская земля, к-рая сдавалась для поселения.
По местному преданию, в мон-ре приняла постриг с именем Мария и скончалась новгородская посадница Марфа Борецкая (Ратшин. Монастыри. С. 364; Гациский. 1866. С. 57; РБС. Т. 3. С. 219). А. С. Гациский пытался подкрепить достоверность предания ссылками на документы, найденные и опубликованные в 30-х гг. XIX в. архим. Соловецкого мон-ря Досифеем (Гациский. 1866. С. 57). Однако в опубликованных архим. Досифеем актах таких сведений не содержится. Без ссылок на конкретные источники архим. Досифей писал лишь, что «знаменитая Марфа отвезена с семейством в Нижний Новгород, и с пострижением в монахини наименована Мариею, и заключена в тамошний Девичий монастырь» (Досифей (Немчинов), архим. Топографическое и ист. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1834. С. 57; Он же. Географическое, ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 18532. Ч. 1. С. 59; ср.: Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей Рус. земли. М., 1836. Ч. 3. С. 283). К тому же содержание этого предания варьируется и вместо Воскресенского мон-ря называется Зачатиевский мон-рь (Мельников. 1846. С. 200; Соловьёв. 1887. С. 3; Четыркин. 1886. С. 8; Гациский. 2001. С. 55; Сойкин. 2006; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 68). В целом это предание не может рассматриваться как исторически достоверное. В нач. XVIII в. в Воскресенском мон-ре, пришедшем в упадок, оставались только 7 стариц. Мон-рь серьезно пострадал во время пожара 1715 г., поэтому в 1723 г. Нижегородский и Алатырский еп. Питирим его упразднил, присоединив к Крестовоздвиженской обители.
Собственно Крестовоздвиженский мон-рь, именовавшийся до 1716 г. Происхожденским, первоначально располагался над р. Волгой на т. н. Егорьевской горе, напротив Георгиевской башни кремля (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 26). Согласно городскому преданию, именно на том месте выступал с патриотическим призывом к нижегородцам К. Минин в 1611 г. Считалось, что обитель воздвигнута в ознаменование подвигов нижегородцев в Смутное время (Храмцовский. 1865. С. 25; Он же. 2005. С. 332; Добровольский. 1895. С. 73; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 75). Возможно, под влиянием этого мнения архим. Макарий (Миролюбов) писал (без ссылок на источники), что мон-рь существовал уже с 1612 г. (Макарий (Миролюбов). 1999. С. 46). Однако по документам этот мон-рь известен только с кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVII в. Так, еп. Амвросий (Орнатский) упоминал о царской грамоте, по к-рой в обитель были пожалованы ризы и др. церковная утварь. Но указания на место хранения этой грамоты или ее публикацию он не сделал. Кроме того, в датировке грамоты автором допущен явный анахронизм: от Сотворения мира она датируется 7129 г., а от Рождества Христова - 1618 г., хотя должен быть 1621 г. (ИРИ. Ч. 4. 1812. С. 869). Однако в ряде более поздних исторических работ утверждалось, что мон-рь или был построен в 1618 г., или уже существовал к тому времени (Описание мон-рей в Российской империи находящихся. 1817. С. 63; Ист. описание находящихся в России епархий, мон-рей и церквей. 1819. С. 55; Ратшин. Монастыри. С. 362; Зверинский. Т. 1. № 396. С. 213).
Согласно писцовой книге 1621-1622 гг., мон-рь был небогат. В деревянной ц. Происхождения Древ Креста Господня с приделом во имя св. Василия Блаженного находились 23 иконы без окладов и драгоценных украшений. В храме хранились 2 деревянных богослужебных сосуда, 2 небогатые ризы, стихарь. Из 21 книги монастырской б-ки 6 были «литовской печати»; лишь на одной из них имелись скромные медные украшения переплета (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 26-27).
На протяжении XVII в. монастырский причт состоял из священника, дьячка и пономаря, а насельницами являлись игумения и 29 стариц (Там же. Стб. 27-28; ДАИ. Т. 10. № 32. С. 91). Известны игумении Агафия (1625), Капитолина (1653-1664), Евдокия (1670), Екатерина (1682-1684), Вера (1691). С нач. XVIII в. небольшие государево годовое жалованье и руга, получаемые мон-рем, последовательно сокращались (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 27-28; ДАИ. Т. 10. № 32. С. 91; Храмцовский. 2005. С. 332, 334). До учреждения штатов в 1764 г. мон-рь не имел ни земельных угодий, ни крестьян (Альбицкий, Мамонтов. 1913. С. 11). В 1715 г. мон-рь сгорел, но был вновь отстроен. Новая монастырская церковь освящена 8 июля того же года митр. Нижегородским и Алатырским Сильвестром (Волынским) в честь Воздвижения Креста Господня, а придел по-прежнему остался посвящен св. Василию Блаженному. С этого времени и сам мон-рь стал именоваться Крестовоздвиженским.
В 1764 г. Н. В. м. отнесен к 3-му классу; в обители разрешалось пребывать игумении, казначее и 15 инокиням. Вскоре при холодной Крестовоздвиженской ц. с приделом св. Василия Блаженного был сооружен теплый придел в честь Зачатия Пресв. Богородицы; оба предела располагались в «трапездне». При церкви имелась каменная колокольня. В каменном юж. келейном корпусе находились монастырская больница и при ней больничная ц. в честь Иверской иконы Божией Матери. Др. каменный корпус, отведенный под трапезу и кельи, стоял на сев. стороне мон-ря. Настоятельница проживала в отдельном деревянном корпусе. Монастырская ограда со стороны города была каменной, с 2 каменными башнями и 2 деревянными воротами. С др. стороны - по горе, вдоль р. Волги - ограда была деревянной. В горе были вырыты погреба, а над ними поставлен деревянный амбар «для поклажи хлеба». В мон-ре имелись деревянная прачечная и колодец с деревянной кровлей над ним (ЦАНО. Ф. 829. Оп. 676 об. Д. 10. Л. 3-3 об.; Ф. 570. Оп. 556. Д. 300. Л. 31-33).
В 1807 г. в Н. В. м. введено общежитие, в штате, кроме настоятельницы и казначеи, позволялось быть 30 сестрам. Для увеличившегося числа насельниц храм и монастырские здания стали тесны. После пожара 1809 г. игум. Дорофея начала хлопотать о сооружении нового храма и расширении обители. Одобрение священноначалия было получено, но из-за постоянных осыпей грунта близ Н. В. м. его переустройство на старом месте оказалось невозможным. 8 янв. 1812 г. настоятельница обратилась к епархиальному начальству с прошением перенести обитель на др. место. Нижегородский еп. Моисей (Близнецов-Платонов) сам избрал обширную площадку на юго-зап. окраине Н. Новгорода, в самом начале Арзамасского тракта, рядом с Казанским кладбищем. Весной 1812 г. были получены императорский и синодальный указы, позволявшие перенести мон-рь на др. место. Весной 1813 г. обитель заложена на новом месте. Работы велись по проекту и под надзором губернского архит. И. И. Межецкого. За год были сооружены наружные стены с башнями и 7 келейных корпусов. В 1814 г. возведены еще один келейный корпус и колокольня со св. воротами и 2 палатками. В том же году был заложен фундамент Крестовоздвиженского собора, за монастырской оградой устроен гостиный двор. В 1815 г. прежние монастырские здания были переданы в ведение Приказа общественного призрения, и в окт. того же года игумения и сестры переселились в новую обитель. 6 нояб. 1815 г. еп. Моисей освятил в одном из монастырских корпусов больничную ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя св. Василия Блаженного. До возведения собора богослужения совершались в кладбищенской Казанской ц. (1798-1799), построенной на средства нижегородского купца Я. С. Стешева. Для этого к церкви был причислен положенный по штату причт монастырских служителей.
Н. В. м. был заключен в правильный 4-угольник ограды с башнями по углам. Звонница (34 м) с 7 колоколами возвышалась над главными зап. воротами. В 1851 г. территория мон-ря расширена, в связи с чем возведены новые св. ворота (частично сохр.); на восточной, западной и сев. сторонах построена каменная стена (высота 3,5 м) вместо прежней; по ее углам поставлены новые квадратные башни (одна из них сохр.). Проект новой ограды выполнен архит. П. А. Овсянниковым, вокруг нее был разбит тенистый сад.
Мон-рь был построен на окраине города, на свободной территории, поэтому в полной мере зафиксировал классицистические принципы регулярности, симметрии и соподчиненности. Монастырский ансамбль отличается геометрически правильным планом. Строгость композиции подчеркнута расположением собора на пересечении осей в центре участка. Подобное планировочное решение аналогично комплексу Смольного в честь Воскресения Христова мон-ря в С.-Петербурге как по общей конфигурации крестообразного плана, так и по центральному расположению главного собора. Размеры Н. В. м. почти в 2 раза меньше Смольного, но в решении его композиции и архитектуре собора отчетливо ощущается влияние столичной архитектуры (Шумилкин. 2013. С. 53). Собор находится на квадратной площади, к-рая образована симметрично расположенными постройками (по 2 с каждой стороны). Здания, независимо от их функционального назначения, имеют одинаковую форму и величину; в 8 корпусах размещались кельи, больница, игуменский корпус и трапезная. Вспомогательные и хозяйственные постройки (сараи, ледники, бани, чуланы) расположены по периметру территории вдоль ограды и образуют хозяйственно-производственную зону. Центральная композиционная ось «запад - восток», проходящая через Крестовоздвиженский собор, закреплена расположением на ней колокольни и главных ворот. Высокий объем собора доминирует над постепенно понижающимися постройками вокруг него, создавая монументальный пирамидальный силуэт. Иерархичность общего пространственного построения Н. В. м. характерна для классицизма, а ориентация на столичную архитектуру делает ансамбль мон-ря редким примером обители, построенной по единому архитектурному замыслу (Там же. С. 55).
Собор в честь Воздвижения Креста Господня освящен 17 авг. 1823 г. еп. Нижегородским Моисеем; 30 июля 1825 г. архимандритом нижегородского Благовещенского мон-ря Иоакимом освящен правый придел с 2 престолами - в честь Похвалы Пресв. Богородицы и во имя сщмч. Дионисия Ареопагита, а 20 авг. того же года архимандритом нижегородского Печерского мон-ря Гавриилом освящен левый придел во имя свт. Иннокентия Иркутского.
Собор имеет в плне форму правильного креста (35×35 м), завершен центральным куполом и 4 малыми главами. Особенность храма - необычное для нижегородской архитектуры расположение малых барабанов не по углам основного объема, а по осям главных нефов, т. е. по сторонам света. Величина центральной и боковых глав одинакова. В архитектуре храма заметно стремление к сомасштабности с соборами С.-Петербурга, в т. ч. в использовании 3-нефного планировочного приема. Входы в собор обрамляли 4-колонные портики. Первоначально в интерьере собора были устроены 4 колоннады, к-рые поддерживали плоский потолок. Все барабаны собора были деревянные, а центральный изнутри оштукатурен и расписан. Центральный 8-гранный барабан был установлен на кирпичное основание, покоящееся на подпружных арках и парусных сводах, опирающихся на 4 столба. Сверху барабан покрыт невысоким куполом.
В 1842 г. по просьбе игумении архит. А. Л. Леер обследовал собор и обнаружил нарушение конструкций потолка. Леер предложил разобрать потолок с колоннадами и устроить новый каменный свод. В центральном глухом деревянном барабане было предложено сделать окна, а для удержания тепла стены и свод барабана обить тесом (Шумилкина, Шумилкин. 2012. С. 28). Своды над 1-м ярусом собора - цилиндрические, крестовые, «монье». Хоры выполнены из деревянных конструкций: колонны, перекрытие, парапет, лестница. С хоров ведет лестница на чердак. Стены и своды внутри собора были оштукатурены, на стенах располагались пилястры с каннелюрами, завершенные капителями композитного ордера. Над капителями по всему периметру стен проходил профилированный карниз. Полы на 1-м ярусе частично цементные, частично выложены метлахской плиткой. Все барабаны собора были деревянные, снаружи они обиты черной кровельной сталью. После перестройки 1842 г. в главном алтаре поставлены новый иконостас, престол и жертвенник; часть икон написана заново; внутри церкви заменены колонны и пол; устроено помещение для ризницы; укреплены стены и переделаны входы, а также перекрыты крыша и купола. 17 авг. 1848 г. после капитального ремонта архиеп. Нижегородский Иаков (Вечерков) освятил главный алтарь в честь Воздвижения Креста Господня, южный - в честь Похвалы Пресв. Богородицы и во имя сщмч. Дионисия Ареопагита, а северный - в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, во имя свт. Иннокентия Иркутского и вмч. Димитрия Солунского.
Внутри, в зап. части храма, напротив главного алтаря были устроены хоры. Иконостас этого алтаря был украшен 6 колоннами, весь покрыт изящной резьбой и вызолочен. Образа в иконостасе располагались в 3 яруса. Царские врата были глухие, с изображениями Спасителя, Божией Матери и 4 евангелистов, а выше находилась икона Благовещения. В приделах были устроены одноярусные иконостасы, покрытые белой краской и украшенные золоченой резьбой и колоннами. Царские врата в иконостасах были составлены из золоченых колонн, на которых крестообразно располагались сюжеты на тему Благовещения Пресв. Богородицы и изображения евангелистов. Напротив главного алтаря висело большое медное посеребренное паникадило, 2 таких же были повешены напротив приделов, а одно - в зап. части храма.
Центральный купол собора был расписан в виде звездного неба. В 1882 г. нижегородским живописцем Д. А. Салабановым на сводах и стенах были изображены сюжеты из Ветхого и Нового Заветов. Четыре столпа, поддерживавшие храмовые своды, были украшены живописными иконами работы уроженца Н. Новгорода Базанова, обучавшегося в Имп. АХ. Почти все иконы имели серебряные позолоченные ризы, ко многим из них были привешены серебряные позолоченные кресты и ковчежцы с мощами. Так, в храмовую икону Воздвижения Креста Господня был вставлен позолоченный крест-мощевик с частицами Ризы Господней и Креста Господня, мощей апостолов Матфея, Луки, Андрея Первозванного, Тита и Варнавы, прор. Даниила, святителей Иоанна Златоуста, Петра и Ионы Московских, сщмч. Никиты Никодимского, святых Василия Анкирского, Ипатия, Игнатия Богоносца, великомучеников Георгия Победоносца, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Прокопия, Никиты, мучеников Мардария, Авксентия, Ореста, Сергия, Агафоника, Христофора, преподобных Антония, Пимена, Иоанна Дамаскина, Михаила Малеина, Ефрема Сирина.
Другой соборной святыней являлась Иверская икона Божией Матери, написанная в греч. стиле и украшенная богатой серебряной золоченой ризой, с жемчугом и каменьями и с короной на венце из яхонтов, изумрудов и алмазов. На образ были «возложены» кресты: 1-й - из алмазов, 2-й - из серебра, позолоченный. В местной иконе Воскресения Христова (в главном иконостасе) также находились небольшие серебряные позолоченные крест и ковчег, в 1-й была вложена часть Креста Господня, а во 2-й - частицы мощей мн. святых. Большой интерес представляла старинная икона святых Иоакима и Анны, возможно перенесенная из Зачатиевского мон-ря. В 1850 г. сестры обители изготовили богатую плащаницу, вышитую по малиновому бархату золотом и серебром, жемчугом, кораллами и бисером. Плащаница была украшена 51 камнем в серебряной оправе, 231 стразом и 11 663 жемчужинами.
В 1894 г. внутреннее убранство собора обновлено на средства нижегородского купца М. Рукавишникова. В нач. ХХ в. игум. Мария инициировала новый капитальный ремонт храма.
В 1998 г. был разработан проект реставрации собора, основанный на материалах 1894 г., когда проводились большие ремонтные работы, на фотографиях кон. XIX в. и чертежах 1925 г. Реставрация собора проведена в формах нач. XX в. В соответствии с проектом были отреставрированы завершение собора (5 барабанов и 4 декоративные башенки с шатрами), фасады с разборкой поздних пристроек и восстановлением портиков, выполнена отделка внутри помещений с реставрацией пилястр и карниза. Все 5 барабанов снаружи обиты черной кровельной сталью с последующей покраской в 2 цвета (охристый и белый). Фасады восстановлены по сохранившимся остаткам с вычинкой профилей карниза и междуэтажного пояса. Портики восстановлены по сохранившимся остаткам (фронтоны на южных и западных фасадах).
Церковь в честь Иверской иконы Божией Матери, находившаяся в склепе, под главным алтарем собора, освящена в 1854 г. еп. Нижегородским Иеремией (Соловьёвым). Церковь имела 2 входа: изнутри собора и снаружи, с вост. стороны. В храме стоял одноярусный иконостас, выкрашенный белой краской, с золотой резьбой. В Иверской ц. погребали игумений. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, причисленная к мон-рю, находилась в 20 саж. от ограды на север. В 1621-1622 гг. упоминается Казанский храм, стоявший на Верхнебазарной пл. (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 30). В 1794 г. храм перенесен на новое место и обращен в городскую кладбищенскую церковь. В 1798 г. на средства нижегородского купца Я. Стешева построен и в 1799 г. освящен архиеп. Вениамином (Краснопевковым) каменный Казанский храм, переданный в ведение Н. В. м. в июле 1812 г. Здание церкви шатрового типа венчалось главой с железным позолоченным крестом. При ней была колокольня, также с шатровым верхом. В сер. XIX в. на колокольне имелись 8 колоколов, из к-рых главный весил 129 пудов 30 фунтов, полиелейный - 74 пуда 4 фунта, будничный - 25 пудов 30 фунтов. В Казанской ц. имелись юж. придел во имя Иакова, брата Господня, и северный - в честь Шуйской иконы Божией Матери. Четырехъярусный шатровый вызолоченный иконостас главного алтаря с колоннами украшали резные гирлянды. Шатровые своды храма были расписаны водяными красками. В храме находились Владимирский и Шуйский образа Божией Матери, украшенные убрусами из жемчуга и камней, древняя Толгская икона Божией Матери, а также неск. икон, перенесенных из старого мон-ря, в т. ч. и образ Воздвижения Креста Господня. В 1831 г. Казанская ц. была расписана, в 1886 г. и в нач. ХХ в. капитально отремонтирована, в советское время уничтожена.
Больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя св. Василия Блаженного освящена 6 нояб. 1815 г. еп. Моисеем в сев.-вост. монастырском корпусе. После ремонта (1832-1833) храм был вторично освящен 30 апр. 1833 г. еп. Амвросием (Моревым). В 1884 г. в больничном корпусе были сделаны новые полы, печи и оконные рамы, церковь, как и весь корпус, расписана сценами на библейские сюжеты. 24 окт. 1894 г., после капитального ремонта, храм вновь был освящен еп. Нижегородским и Арзамасским Назарием. В церкви совершали ранние литургии. Для этого на паперти с юго-зап. стороны была устроена читальня, состоявшая из 2 комнат. В алтаре на престоле хранился крест с частицей мощей свт. Гурия Казанского. Престол был сделан из кипариса, внутри хранилась частица мощей св. Василия Блаженного (Соловьёв. 1905. С. 61-62).
Часовни, колокольня. К ограде Казанского кладбища была пристроена деревянная часовня. На Московском шоссе, между Нижегородской ярмаркой и Канавинской слободой, стояла каменная монастырская «Ярморочная» часовня (1852), сооруженная по проекту архит. А. П. Брюллова для сбора подаяний. В пристроенной к ней келье проживали 2 сестры, осуществлявшие сбор пожертвований. Часовня была постоянно открыта для молящихся в течение 7-месячной навигации по Волге и Оке. Богослужение совершалось раз в году - во время крестного хода с Оранской иконой Божией Матери. В советское время часовня полностью разрушена. Колокольня (1814) располагалась на зап. стороне мон-ря, напротив зап. входа в Крестовоздвиженский собор. Под колокольней находились св. ворота, а по сторонам - 2-этажные пристройки. И колокольня и св. ворота были покрыты железом, расписаны и украшены иконами. В 1848 г. приобретен набор из 7 колоколов (кроме полиелейного); большой весил 197 пудов 18 фунтов.
В Н. В. м. выстроены 8 однотипных каменных 2-этажных покрытых железом корпусов. Они располагались со всех сторон храма, по 2 на каждой стороне, и соединялись между собой деревянными галереями. Во 2-й пол. ХIХ в. в корпусе, находившемся с востока от собора, проживали настоятельница и некоторые сестры. В др. корпусе, на той же стороне мон-ря, проживала казначея с «рукодельными» сестрами; здесь находились рабочие комнаты - золотошвейная и «образная».
На юж. стороне, в ближайшем корпусе к казначейскому, находились трапезная и кухня. На верхнем этаже имелись кельи монахинь - «столовщиц» и огородниц. В следующем корпусе, к западу от трапезного, на верхнем этаже размещались школа, а также хлебопекарня и общежитие для девочек-сирот, где проживали 2 монахини-надзирательницы, на нижнем этаже располагались просфорная и квасная. В 2 корпусах на зап. стороне находились златошвейная, рукодельная и рухольная, или портняжная мастерская. Несколько западнее, в пристройке к колокольне, помещалась башмачная мастерская.
Один из корпусов на сев. стороне мон-ря занимали т. н. монахини-церковницы, заведовавшие ризницей, свечами, кладбищем и также наблюдавшие за отоплением и чистотой в монастырских церквах. Эти же монахини шили священнические ризы и др. церковные облачения. В следующем корпусе, расположенном с сев. стороны, на нижнем этаже была устроена больница с Иверской ц. Над ее алтарем, на 2-м этаже, находилась т. н. читальня, в которой непрестанно читали Псалтирь с поминовением усопших. Над храмом и больницей и рядом с ней располагались кельи монахинь, помогавших больным и выполнявших «псалтирное» послушание.
Больница и епархиальный медицинский центр. В нач. ХХ в. больница занимала 3 (в случае необходимости и более) комнаты в сев. монастырском корпусе. Здесь имелась комната для домашней аптеки, комната для монахини-аптекарши и послушницы, комната для «больничных надобностей». Больница содержалась на монастырские средства; так, в 1904 г., после капитального ремонта корпуса, все больничное оборудование было приобретено на личные средства одной из инокинь. Для того чтобы больные монахини имели возможность присутствовать на богослужении, между больничными комнатами был устроен теплый коридор, выходивший на хоры Иверской ц.
К 2018 г. на территории Н. В. м. также оказывается медицинская помощь. С 2006 г. дипломированные врачи ведут амбулаторный прием священнослужителей епархии, монашествующих, студентов духовных школ и мирян, к-рые располагают письменным ходатайством настоятеля своего прихода. 21 февр. 2012 г. архиеп. Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) освятил организованный на территории обители медицинский центр Нижегородской епархии, официально зарегистрированный как поликлиника № 5 Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Приволжский окружной медицинский центр».
По указу Синода от 12 мая 1837 г. в Н. В. м. было организовано уч-ще для воспитания и образования сирот. С 1 дек. 1838 г. здесь на монастырском иждивении обучались 12 девочек-сирот. Программа училища в 1-й пол. XIX в. включала: Закон Божий, краткую историю Церкви, рус. грамматику, арифметику, чтение и чистописание, а также курсы рукоделия - золотошвейное дело, шитье по канве и вышивание гладью. Преподавание безвозмездно осуществляли монастырские священники, а учительницами рукоделия и воспитательницами были опытные монахини. В 1871 г. курс монастырской школы расширили за счет изучения краткой рус. церковной и гражданской истории, краткой рус. географии и изъяснения богослужения. Тогда же в школу стали принимать и девочек из семей горожан. С 2005 г. при мон-ре существует детская воскресная школа.
Библиотека Н. В. м. страдала от многочисленных пожаров и периодически перевозилась на новые места, однако к сер. XIX в. была достаточно разнообразной. Согласно описанию 1857 г., в книжное собрание входили 90 томов богослужебных книг и ок. 60 томов трудов отцов Церкви и духовно-назидательных сочинений, не считая многочисленной нотной лит-ры (ЦАНО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 335). Среди них имелись рукописные Степенные книги и старопечатные издания XVII в.- Общая Минея (М., 1674), пожертвованная патриархом Московским и всея Руси Иоакимом, Апостол в кожаном переплете (М., 1688), пожертвованный духовником патриарха Иоакима игум. Ефремом, Большой Требник (1680), Октоих (М., 1683), толковое воскресное Евангелие (М., 1686). В послереволюционное время б-ка была разграблена и уничтожена.
Ризница Н. В. м. в сер. XIX в. считалась богаче других нижегородских церквей и мон-рей. В обители хранились 43 иконы, покрытые серебряными ризами, большей частью позолоченные и украшенные жемчугом и каменьями. Общий вес серебра на иконах и на большом кресте, стоявшем в Крестовоздвиженской ц., достигал 6 пудов 893/4 золотников. По описанию 1887 г., в ризнице имелись: 14 экземпляров Евангелий (у 11 из них крышки были в различной степени украшены позолоченным серебром), 17 напрестольных серебряных позолоченных крестов (в т. ч. чеканный крест с 7 частицами мощей, к-рый был «построен» в 1685 г. прот. Симеоном из Происхожденского девичьего мон-ря), 4 дарохранительницы и 4 дароносицы, различные серебряные и позолоченные сосуды, блюда, чаши, 2 богатых архиерейских облачения (одно - из малинового бархата с золотом, другое - из золотой парчи), более 70 священнических и диаконских облачений из дородора, парчи, бархата, глазета и проч. дорогих материй (Соловьёв. 1887. С. 40-41; Храмцовский. 2005. С. 334, 336; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 331).
До 1764 г. Н. В. м. не имел ни земельных угодий, ни зависимых крестьян. К сер. XIX в. у обители появилась пахотная земля близ с. Нагавицына Горбатовского у. На берегу р. Волги, напротив с. Бармина Макарьевского у., стояла монастырская мельница. Обитель владела и рыбными ловлями на Волге, напротив с. Копосова Балахнинского у. Но все эти угодья приносили лишь незначительные доходы - ок. 600 р. серебром. Кроме того, монастырю принадлежал капитал, внесенный различными благотворителями в кредитные организации на содержание сестер.
Насельницы зарабатывали средства рукоделием, основным являлись золотошвейные работы - вышивка священнических облачений, риз на иконы, одежд на престолы, воздухов, плащаниц и проч. Плащаницы работы сестер распространялись от Архангельска до Сибири и Закавказья. Монастырские иконы, шитые золотом и серебром, подносились Высочайшим особам, в т. ч. имп. Николаю I (в 1836) и вел. князьям Николаю Николаевичу и Михаилу Николаевичу (в 1850).
В 1764 г. Н. В. м. был отнесен к 3-му классу, в 1807 г.- ко 2-му классу, в 1856 г. возведен в 1-й класс, когда в обители полагалось быть игумении, казначее и 100 монахиням. Монастырский причт состоял из 3 священников, диакона и 2 церковнослужителей. В реальности число сестер, проживавших в мон-ре, превышало положенное по штату. В 50-х гг. XIX в. в обители было 180 сестер, в т. ч. схимонахиня и 30 монахинь, в 1887 г.- 75 монахинь и 104 послушницы, в 1919 г.- игумения, 92 инокини и 157 чел., проживавших на испытании (Соловьёв. 1887. С. 43-44; Храмцовский. 2005. С. 340; Письмо игум. Марии архиеп. Нижегородскому и Арзамасскому Евдокиму, 1919 г. // ЦАНО. Ф. 1016. Оп. 2. Ед. хр. 50). Из настоятельниц известны: Марфа (1737-1741), Матрона (1765-1772), Феодора (1772-1780), Дорофея I (1802-1830), Вера I (1831-1857), Асенефа I (1858-1868), Дорофея II (1869-1881), Вера II (1882-1883), Асенефа II (1883-1903), Мария (1903-1921) (ДАИ. Т. 10. № 32. С. 91; Строев. Списки иерархов. Стб. 621; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 271-307).
Н. В. м. посещали принц Александр Вюртембергский (19 авг. 1824), принц Петр Георгиевич Ольденбургский (31 июля 1834), герцог Максимилиан Лейхтенбергский (27 авг. 1845), вел. князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич (12 авг. 1850), имп. Александр II (20 авг. 1858; 5 авг. 1863 и в 1871), наследник цесаревич Николай Александрович (12 авг. 1861), наследник цесаревич Александр Александрович (буд. имп. Александр III) (14 июля 1869) (Храмцовский. 2005. С. 339; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 430-436).
После издания декрета об отделении Церкви от гос-ва Н. В. м. лишился всех юридических и экономических прав. В апр. 1918 г., перед Вербным воскресеньем, в монастырь явился комиссар по церковным делам с намерением описать имущество. Игум. Мария отказалась выдать ему ключи. Комиссар вызвал вооруженный отряд, монахини ударили в набат. Кто-то из паломников выстрелил, ранив красногвардейца; в ответ отряд открыл огонь, были убиты 2 паломника, и с обеих сторон ранены 4 чел. Большевистские власти собирались устроить на территории обители концентрационный лагерь для заложников из городского дворянства, священников и интеллигенции, но документов, прямо или косвенно подтверждающих существование концлагеря в монастыре, пока не найдено.
Вскоре монастырская школа была причислена к советской школе 1-й ступени и изъята из ведения обители. Кладбище также передали в ведение города. Больница, рассчитанная на 10-12 коек, стала военным госпиталем, к-рый принимал до 50 чел. Подвал монастырского «красного корпуса», сараи, дровники, каретники, коровники по ордеру жилищно-земельного отдела были переданы военному архиву, а жилплощадь перешла в распоряжение частных граждан. Прачечная сестер также была отдана военным, баня стала использоваться для сушки медицинского белья. Сестры обслуживали военный госпиталь, стирали белье для раненых (ЦАНО. Ф. 1016. Оп. 2. Ед. хр. 50).
В 1919 г. Н. В. м. закрыт, насельницы зарегистрировали трудовую артель. В 1923 г. 347 монахинь объединились с приходской общиной; 27 апр. того же года зарегистрирован «Устав Крестовоздвиженского автономного православного общества при бывшем Крестовоздвиженском монастыре и кладбище г. Н. Новгорода». В марте 1926 г. в соборе обители устроена «детская площадка».
В нояб. 1926 г. патриарший местоблюститель митр. Сергий (Страгородский) был помещен в Н. В. м. под арест. Возможно, здесь он написал акафист иконе Божией Матери «Умиление»
По постановлению Нижегородского губисполкома в февр. 1927 г. в мон-ре производилось вторичное изъятие церковного имущества. Всего вывезено 57 наименований предметов, в основном ризы и серебряные оклады с икон. Главнаука Наркомпроса в бывш. обители поставила на учет 11 колоколов.
В 1927 г. на территории Н. В. м. разместился военный городок им. К. Ворошилова. К янв. 1928 г. все сестры были выселены, собор пустовал. Община перешла в Казанский кладбищенский храм, к-рый позже, в 1935 г., был также закрыт. Здание храма власти приспособили под жилье, в годы хрущевских гонений на Церковь - уничтожили. В 50-х гг. ХХ в. уцелевший монастырский ансамбль был загорожен со стороны пл. Лядова 5-этажным зданием общежития Политехнического ин-та. Часть территории кладбища застроена, а часть - отдана под спортивную площадку. Сохранившиеся здания занимались различными учреждениями, а также сдавались жильцам.
В 1995 г. Крестовоздвиженский собор, колокольный и монашеский корпуса были переданы Нижегородской епархии. Митр. Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) назначил настоятелем возрождающегося прихода свящ. Александра Ильина. Совместно с церковным старостой В. Павлиным и неск. первыми прихожанами было начато восстановление монастырского корпуса, одну из комнат к-рого по благословению митр. Николая освятили как ц. во имя вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны. 19 янв. 1997 г. в этой церкви состоялось 1-е богослужение. Впосл., когда богослужения проводились уже в соборе, в маленькой Елисаветинской ц. совершались Таинства Брака и Крещения. 27 сент. 1999 г. состоялось 1-е богослужение в Крестовоздвиженском соборе. Праздничную Божественную литургию совершил митр. Николай.
25 марта 2004 г. по решению Синода приход храма в честь Воздвижения Креста Господня преобразован в мон-рь. По указу еп. Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова) от 2 сент. 2004 г. инокиня Татиана (Гажу), насельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского мон-ря, назначена наместницей обители. 23 марта 2006 г. архиеп. Нижегородский Георгий совершил постриг инокини Татианы в мантию с наречением имени Филарета.